тема номера
текст и фото: Александр Гончаров

Северный прорыв. «Рыбалка»

Для нас — Валерия, Дмитрия, Олега и меня — стартует следующий виток северной рыбной эпопеи. Встаем на крейсер и начинаем «полет» над водой в сторону нашей главной цели. Ландшафт на глазах становится гористее, а пейзажи все ярче и монументальнее. Сделали небольшую остановку, чтобы скинуть бензин для возвращения
Таймыр. Чем дальше мы продвигались, тем больше появлялось ощущение чего-­то мистического: столовые горы были все ближе и выше. Вместе с ними укреплялось глубокое ощущение себя внутри всего этого великолепия — чувство очень странное, но сильное, доброе и правильное, что ли. На полпути сделали еще одну остановку и скинули еще часть бензина для обратной дороги. Встретили людей, живущих в горном массиве Путорана. Хорошие мужики — как и все местные, добрые и открытые. Один из них — московский фотограф, но его давно «забрало» плато, и он уже больше здешний, нежели столичный. Отлично пообщались, немного встряхнулись и размялись после долгого перехода. В дорогу мужики нагрузили нам пару тушек арктического гольца к ужину, за что им большое спасибо.
На Дюпкун
Отплыли на закате. Уровень воды, как и на Курейке, неприлично высокий. Пару порогов по сей причине прошли не напрягаясь. По высокой воде добраться на лодках можно куда угодно. Это, конечно, прекрасно, но закралось смутное подозрение, что с хорошей рыбалкой могут возникнуть трудности. Выйдя на Дюпкун, получили очередную порцию нереальных видов и с широко открытыми глазами продолжили путешествие. Через какое-­то время уставших парней из «Казанки» пересадили к Олегу в «Туман» для отдыха, а я с удовольствием сел за штурвал «советской ракеты» и помчался уже с ветерком, без комфорта и в одиночестве. Это был один из самых крутых моментов, наверное: полное слияние и растворение в пути. И вот рассвет бежит по вершинам гор, шум от водопадов становится все сильней и сильней.
Все относительно
Первые шаги по берегу — и снова шквал эмоций… Вновь это странное чувство — будто на другую планету попали. Было уже около 6–7 утра. Шестнадцать часов в дороге, 325 км — по воде: что ж, со всеми остановками не самый плохой результат вышел. И с погодой нам очень повезло: весь путь шли в штиль, что очень сэкономило и время, и нервы. Но все равно ощущение нереальности не покидало. Берем все необходимое для перекуса и сна: классический ужин из дошираков и тушенки, «по чашке чая» — и разговоры до 10 утра… Теоретически после такого тяжкого пути должны были упасть и уснуть, но осознание того, где мы и что сюда вообще добрались, не давало уснуть долго.
20210702_153038.jpg В дальних экспедициях надо быть во всем сдержанным и рачительным, расходуя запасы и силы умеренно и адекватно обстановке. Даже вечерами, когда никаких телодвижений не предвиделось, никто не злоупотреблял. Там места такие, что лишний глоток спиртного может стать ценой твоей жизни, поэтому ясность ума и твердость руки (ноги) в приоритете
К делу
Ночью практически светло так, как и днем. Пять минут осмысления всего, что произошло вчера, небольшой совет за завтраком и обсуждение планов. У нас оставалось буквально четыре дня на все про все. Рыбалка! В первую очередь мы все-таки прилетели сюда ради нее. Решили сходить на вечерку выше по Дюпкуну и посетить заранее намеченные Олегом места, где предположительно на песчаных косах должна быть щука. Добрались, однако тут нас ждало лишь разочарование: течение очень сильное, а вода «кофе с молоком». Вода нормальной (прозрачной) была только на впадении горных речек и ручьев, но после исследования нескольких таких мест стало понятно, что тут рыбы нет. Вообще без поклевки. Весь путь зря? И да и нет.
Край счастья
Ужин с друзьями на краю света. Это какое-­то мистическое и невероятное место: оно реально перезагружает все, что в тебе есть, в прямом смысле этого слова. Плохо помню свои мысли и душевный настрой в тот момент, но единственное, что знаю точно, — это был миг абсолютного счастья. Четверо счастливых мужиков где-­то на краю света не могли уснуть до условного рассвета и проживали эту ночь так, как никогда ранее. Думаю, в душе у каждого из нас после той ночи сохранилось очень много доброго и теплого. И, конечно же, каждый оставил там частичку себя. Ну а я дал себе зарок, что обязательно еще вернусь сюда и встречу самый красивый и самый нереальный рассвет в своей жизни снова!
3 июля
Проснулись к обеду и нехотя стали готовиться к возвращению. Неслабый ветер намекал, что переход назад будет отличаться от той прогулки, которая была по дороге на плато Путорана. По пути много не говорили, но и молчать не могли, ибо ветер ветром, а солнышко показало нам Дюпкун и Путорана с иной стороны. Многое готов отдать за такую вот прогулку с открытым верхом в тех местах. Переход оказался более коротким и быстрым, так как остановок уже почти не было, поскольку время поджимало. В итоге вернулись в водохранилище и отправились в устье одной из впадающих рек.

Снова подготовка ужина: в этот раз уха, немного красной рыбы и уже любимый салат. Периодически отходили к берегу и тут же на месте полавливали щуку. Олег умудрился с ходу взять на свою новую приманку «Мышь» довольно приличную зубастую, примерно 4 плюс кг. Мы с Димоном скатались на разведку и убедились, что щука присутствует, надо только поймать.
Рыба есть
Проснулись, когда выспались. Дима был уже на ногах и, по слухам, успел дернуть что-­то около восьмерки! Без лишней суеты выходим на воду и начинаем просто спокойно ловить рыбу. В самом устье, на коряжном разливе щуки набилось очень плотно. Когда случалась проводка без поклевки, это была прямо грусть какая-­то. Чаще за проводку атаковывало сразу по несколько штук. Бросаем, ловим, отпускаем — и все заново по кругу… Нас с Олегом, наверное, максимум на час хватило, после чего капитан дернул на другой берег и новые места. Все, что ловилось, — это рыба примерно от 1,5 до 3–4 кг, и она была, и она ела… Но мы-­то за нормальной рыбой приехали! У нас 1,5 дня рыбалки осталось, а в нашей лодке еще ни одной записной (5 плюс кг) щуки не побывало! Кажется, что вот оно — нашли место, где рыбы очень много, но нормального размера не попадается. Озверевшие «двушки» выбивают приманки друг у друга из пасти со всей северной яростью, но их мам и бабушек, которые нам нужны, не наблюдается даже рядом.
IMG_1016-2.jpg Отмечу кринолины на лодке. Вода ледяная, и, если бы их не было, пришлось бы какое-­то время морозиться и менять винт в тяжелых условиях. В нашем случае Олег спокойно поднял мотор и заменил винт в течение пяти минут, оставшись при этом сухим.
На корпусах без кринолинов эта процедура была бы однозначно более тяжелой
Не то, что хотели
Весь день тыкались в разные заводи и в целом половили очень много рыбы, но осадочек недосказанности остался. Если вспомнить тетрадку Олега, где были зафиксированы поимки записных щук, то можно понять его разочарование. Для него в этой поездке мы просто обнулились, и, по его признанию, это была самая бедная и провальная по трофеям поездка на Север за всю его жизнь. Слава богу, само место, где мы побывали, и сама географическая точка, куда мы добрались, с лихвой компенсировали разочарование от не пойманных нами трофеев, и хорошо, что коллектив собрался поистине душевный. Это был крайний вечер где-­то на пороге Путорана, крайний и, надеемся, не последний.
Утренний праздник
Пока все спали перед отправкой домой, мы с Димой рано утром успели сгонять на рыбалку и по-­настоящему оторваться. Все уже на чемоданах сидят, а рыба расклевалась как в раю! Солнышко засветило и стало пригревать, и щука проявила всю свою северную злость и ненасытный аппетит. Два часа нереально продуктивной утрянки были будто нам извинением от Таймыра за весь наш эпический двухнедельный «пролет». Наснимали кучу всего интересного и попали-таки под северную раздачу. Очень круто и весело, и нигде, пожалуй, такого клева не встретишь, но все по-­прежнему клевало не того размера, которого хотелось. Однако и за это еще раз спасибо природе.
Без трофея
Сборы лагеря и прощание с рекой — самой приветливой и гостеприимной за все наше путешествие. Эти полтора дня подсластили горькое послевкусие и на мажорной ноте позволили начать наш путь домой. По дороге запланировали несколько остановок для рыбалки в проверенных и интересных местах. В одном заливе наблюдали щуку метровой длины и в 4 палки полчаса пытались вывести ее на поклевку, но бесполезно. Воды подкинуло еще больше, и крупняк совсем замолчал, хотя трофей мы видели визуально, но ничего с ним сделать не смогли.
Приключения продолжаются
Перед финишным рывком на Светлогорск решено было зайти в одно озеро и проверить там настроение щуки. Места оказались закоряженными и многообещающими, но по итогу и тут было не очень. Упаковав все снасти для перехода, встаем на «глисс» и начинаем выходить на финишную прямую. Но на выходе из озера впарываемся винтом в дерево! Мотор трясет. Винт или редуктор? Пройдено больше 1000 км, и, когда до дома осталось 60 км, так неприятно влетаем. Чтобы добраться до запасного винта, пришлось в прямом смысле разбирать всю лодку и сгружать весь «шмурдяк» на берег. В итоге спокойно поменяли винт и погнали дальше.
Домой
Наконец в теплой каюте «Тумана», хоть и с вибрацией от поврежденного редуктора, но в целом уверенно движемся к логичному завершению нашего путешествия. Ночевка уже в родной служебной квартире с видом на церковь, сборы вещей, прощание с берегом, поселком, Валерой и со всеми людьми, которые нам встретились на пути. Посадка в самолет и снова погружение в сон, который возвращает меня в Светлогорск. Мы полетели вперед, а точнее на юг, навстречу летнему, знойному и душному Красноярску. Еще одно прощание уже с состоявшимся напарником — и перелет до Москвы, а затем путь на Великий Новгород. И вот я дома, сажусь за стол, родные встречают так, будто я Северный полюс ездил покорять, хлопочут вокруг, в тарелку подкладывают, а мне и сказать нечего. Я вроде бы тут, а головой еще там, и вакуум, образовавшийся в душе, не очень понятно, чем теперь заполнять…
По своей неизменной традиции, я искупался на дорожку в новом для себя водоеме. Впечатления, конечно, незабываемые. Если эхолот не врал, вода была +1 и дул ветерок… Очень свежо и памятно получилось
Грустный эпилог
Очень хотелось закончить историю на положительной ноте, но в свете дальнейших событий трудно собрать все в голове и поделиться всей полнотой эмоций и впечатлений, которые мы получили от нашей экспедиции на край света. Мы уже было начали строить планы путешествия на Саяны и загадывать возвращение на плато Путорана, когда Олег заболел, да тем самым коронавирусом. До последнего не терял он оптимизма и все по-­прежнему общался с нами в чате, присылал фотки с ИВЛ, отпуская по поводу всего происходящего шуточки… А потом его не стало…

Эту историю мы должны были писать вместе, но все это приключение, названное «Северный прорыв», оказалось для Олега последним прорывом…

С виду он был суровый сибиряк, а по сути — человек с добрым сердцем, непоколебимой волей и решительностью, сильный духом и телом, надежный товарищ и настоящая личность! Именно таким он остался в наших сердцах, а память о нем мы сохраним, уверен, навсегда!