тема номера
текст: Мария Змеева
фото: Гулькай Мухамеджанова и Алексей Беляков

Феномен женской охоты

Феномен женской охоты
Феномен женской охоты
Что движет женщиной, отправляющейся на охоту? Может, это дань моде, любовь к определенному стилю одежды или желание быть в центре внимания в мужском коллективе? Или это все-таки тот мощный первобытный инстинкт, который всегда был внутри слабого пола?

Всегда считалось, что охота в нашей стране — истинно мужское занятие. Согласитесь, что образ мужчины как «добытчика мамонта» крепко закреплен в нашем сознании, женщине же отводилось место у костра. Попытаемся вместе понять, как он возник и так ли исторически это на самом деле.
DSC_5054-1.jpg
Стереотип с детства
В школьных учебниках нашего детства всегда писали о том, что у древних людей существовало четкое разделение труда: мужчины охотились, а женщины обеспечивали быт, занимались собирательством, перерабатывали добычу. Даже помню иллюстрации во всех книжках о древних людях: мужчины племени всегда на охоте, с копьем, добычей, а женщины сидят у огня и изготавливают одежду или собирают коренья. И согласитесь, что не было даже повода сомневаться в правдоподобности таких представлений. Однако в последнее время появляется все больше исследований, которые свидетельствуют о том, что наши прежние представления были ошибочными и на самом деле не стоит удивляться, что мы видим на охоте женщин.
Фото-(359-из-441).jpg
Как все начиналось
Антропологи, изучающие вопросы происхождения человека, часто находили могилы древних людей, которые были захоронены с орудиями охоты. Это были достаточно обычные находки, но дело в том, что ученые априори считали, что в этих могилах находились мужчины, и не было даже мысли проверять пол найденных останков.
Все изменилось однажды, когда в Андах нашли могилу человека, похороненного 8 тысяч лет назад с оружием. В захоронении было много наконечников стрел, инструменты для разделывания добычи, а это означало, что человек этим активно пользовался при жизни. И самое интересное, этим человеком оказалась… женщина.
И тогда антропологи впервые задумались, а были ли все ранее найденные захороненные охотники мужчинами. Внимательно осмотрев недавно открытые захоронения на территории Южной и Северной Америки, проведя дополнительный анализ по определению пола, ученые пришли к выводу, что из 27 останков 16 принадлежали мужчинам, а 11 — женщинам.
DSC_6277-1.jpg
Занялись изучением всерьез
И вот с 70-х годов ученые начали накапливать материал по поводу структуры племен относительно распределения ролей. В одной из ведущих организаций — Тихоокеанском университете Сиэтла (США) — систематизировали всю ранее полученную информацию о 63 культурных сообществах, где можно было выделить организационную структуру «охотников и собирателей». И ученые смогли уверенно сказать, что из шестидесяти трех больших племен в пятидесяти были охотницы-­женщины.
shutterstock_2330998615.jpg
Древний уклад женской охоты
Как же охотились женщины, какова была специфика? В первую очередь стоит отметить, что охота носила регулярный, преднамеренный характер, а вовсе не случайный, эпизодический. Женщины пользовались всеми имеющимися орудиями охоты: копьями, стрелами, сетями. Что интересно (запомните этот факт, так как дальше мы вернемся к нему), именно женщины чаще охотились с собаками. Охотницы, у которых были дети, даже совсем маленькие, не видели в этом каких-­то трудностей — с ними в лагере оставалась «дежурная мама» или их брали на охоту с собой в особой переноске, закрепленной на теле. Женщины предпочитали охотиться максимально эффективно, добывая крупное животное. Расчет был довольно простой — чтобы мяса хватило надолго.
DSC_4640-1.jpg
Бывало, что на охоту ходили семейными подрядами — муж и жена. При этом женщина была полноценным участником охоты, она также выслеживала животное, добывала его, разделывала и относила домой. Особым уважением пользовались в племени старые женщины-­охотницы. Именно они обучали молодых и передавали им свои знания.
У славян о женщинах-­охотниках известно не так много, но оказывается, что охоту «курировала» тоже женщина — Девана, жена бога лесов Святобора. Вместо плаща Девана носила медвежью шкуру, охотилась с луком и рогатиной. Ей молились охотники, чтобы на охоте им сопутствовала удача, а в священные места, где ей поклонялись, люди несли благодарность, если охота была успешной
Женщина-­охотница в религиях
Если мы вспомним мифологию разных народов и тех божественных покровителей, кто «отвечал» за охоту, то и тут видим, что охота и женщина всегда шли бок о бок.
В Древней Греции богиней охоты была Артемида, она отвечала за охоту, диких животных, нравственные добродетели и была символом женской мудрости и внутренней силы.
В скандинавских странах в древности Скади была покровительницей охоты. Богиня-­охотница разъезжала по заснеженным долинам с белыми волками и охотилась с луком. Охотники того времени обращались к ней за помощью.
Диана, по аналогии с Артемидой, была богиней охоты на диких животных в Древнем Риме.
DSC_5298.jpg
Ближе к современности
Мы рассмотрим в качестве примера народности, живущие испокон веков охотой. Каково было там место женщины? Например, у удэгейцев, населявших берега приморской реки Бикин, было уже более привычное для нас разделение труда. Мужчина считался охотником. Он добывал зверя. Однако сложно сказать, что женщина не имела к этому отношения.
Путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев, многие годы изучавший Уссурийскую землю, рассказывал, что после того, как мужчина добывал на охоте, например, изюбря, он сообщал об этом женщине, и она должна была пойти и найти место, где лежала добыча, перетащить тушу (одна!) домой и освежевать ее. При этом мужчина ей не помогал, она все делала сама, несмотря на то, что все хозяйство было тоже на ней. Сложно было назвать тогда женщин слабым полом.
DSC_5116-1.jpg
Женщины на охоте в годы Великой Отечественной вой­ны
Эти времена хорошо задокументированы, поэтому мы можем ориентироваться в них по различным отчетам райцентров. В то время произошли кардинальные изменения в разделении труда. Мужчины уходили на фронт, и начали появляться женщины-­промысловики, которые занимались охотой на участках, некогда закрепленных за их мужьями и сыновьями. Пушнина тогда была крайне необходимым товаром для государства, которое платило за ленд-­лиз, в том числе и шкурками, ценящимися на Западе. Одна только «Союзпушнина» за всю вой­ну обеспечила выручку, эквивалентную стоимости производства почти 5 тысяч танков Т-34.
Мы можем назвать фамилии некоторых женщин, которые сменили теплые дома на суровую тайгу и показали невероятные результаты в промысле. Например, Евдокия Лихачева, Александра Невидина и Ольга Тугундина из Томской области за сезон добывали минимум по 300 белок каждая. Анна Артеева, которой было чуть больше двадцати лет, вдвое перевыполнила норму по сдаче пушнины по Иркутской области, а Александра Тарасова вышла на промысел в 13 лет, после того как отец и братья ушли на фронт. Охотничьим премудростям девочку обучал дедушка, в итоге через два сезона Саша уже добывала пушнину на уровне с взрослыми.
А как обстоят дела в других странах? Сколько женщин занимается охотой, почему они выбирают такое увлечение и как к этому относится общество? Приведем несколько примеров.
Фото-(224-из-295).jpg
Соединенные штаты Америки
Сначала немного статистики, потому что она выглядит впечатляюще. В 2001 году в США было около 400 тысяч охотниц, а в последние годы их число оценивается в 3 миллиона, что составляет почти 20% от общего количества охотников, то есть каждый пятый охотник в США — женщина. А среди тех, кто охотится с луком или арбалетом, женщин около 30%.
Для чего охотится женщина в США? На первом месте стоит ответ, что охотятся они ради мяса. Настоящее, чистое, вкусное и дешевое мясо в магазине не купишь, а охота позволяет иметь на столе качественный продукт. Второй по популярности ответ — это повод побыть на природе, понаблюдать за животными. Еще для женской половины общества очень важно, что охота и природоохранная деятельность стоят бок о бок, и, оплачивая разрешения на охоту, налоги, они вносят большой вклад в охрану и восстановление природы. Этот аспект оказался тоже очень важен. Кроме того, в США охота — это почти семейное увлечение. На природу, на охоту выезжают целыми семьями: и жены, и дети, и старшее поколение. Охота там является очень развитой индустрией, и, что немаловажно, она доступна и социально одобряема (за редким исключением).
Существует множество школ для будущих охотниц, где женщин и даже несовершеннолетних детей обучают правилам обращения с оружием, этике охотников, методам охоты, способам разделки добытой дичи. Такие курсы очень популярны, запись на них ведется за несколько месяцев вперед.
Фото-(79-из-273).jpg
Неожиданно, но про… Японию
Охота в Японии в принципе не очень популярное занятие ввиду нехватки свободного времени и множества ограничений. Поэтому сейчас довольно остро стоит проблема с размножившимися оленями, кабанами, регуляцией которых никто не занимается в должной мере. С конца 1990-х годов количество оленей в Японии выросло с 400 тысяч до более чем 3 миллионов особей. Поголовье кабанов удвоилось за тот же период до 1 миллиона. При этом количество охотников сокращается. Поэтому в охоту стали приходить женщины, и их активно мотивируют на это на государственном уровне.
Раньше в Стране восходящего солнца была традиция, запрещающая мужчине даже разговаривать с женщиной, если он собирался на охоту. О какой-­то причастности женщин к охоте и речи не было. А сейчас встретить женщину на охоте в лесу проще простого, никто уже этому не удивляется. В Национальной охотничьей ассоциации Японии уже больше 1200 охотниц (по данным на 2018 г.). Через социальные сети местные органы власти призывают женщин вступать в охотники, организуют охотничьи курсы, туры.
DSC_5179-1.jpg
Африка. Танзания
Уж, казалось бы, африканские охоты — территория мужчин. Каждого клиента должен сопровождать профессиональный охотник — пиэйч (PH — англ. Professional Hunter; профессиональный охотник. — Прим. ред.). Пиэйч — это охотник с высочайшей квалификацией и навыками. Он полностью ведет клиента: организует процесс охоты, помогает выслеживать зверя или птицу, определяет стратегию, говорит, когда и какое животное нужно и можно стрелять, подводит охотника к добыче на оптимальное расстояние, страхует клиента во время выстрела. Чтобы стать Professional Hunter, кандидат должен в течение нескольких лет стажироваться и сдавать экзамены, он не имеет права на ошибку. Пиэйч знает не только все о животном и растительном мире, но и может разделывать добычу, обрабатывать трофей, он должен уметь чинить всю технику, идеально ориентироваться, способен пользоваться всеми гаджетами, необходимыми на охоте, знать, как оказать первую медицинскую помощь и как выжить в диких условиях Африки. Согласитесь, впечатляющий список, и это далеко не все. Работа для настоящих мужчин, верно?
DSC_5326-1.jpg
А вот и не только
Наташа Иллум Берг, живущая в Восточной Африке уже 25 лет, имеет квалификацию пиэйча. Она единственная женщина, удостоенная этой чести. Специализация ее охот — буйволы, являющиеся одними из самых опасных африканских животных. Наташа — автор нескольких книг по охране природы и считает охоту главным шансом на спасение биоразнообразия континента. Получить женщине статус пиэйча было невероятно трудно. Конечно, все смотрели на красивую, стройную блондинку с недоумением и не понимали, что она тут делает. Однако, показав всем, на что способна, Наташа сумела доказать, что и женщина может стать профессиональным охотником.
Мы видим, что на всем протяжении истории развития человечества женщина и охота шли рядом. Не всегда это было на виду, часто женщины просто выполняли всю черновую работу по разделке добычи и ее переработке, однако это же тоже часть, и немаловажная, процесса охоты
Что приводит женщину в охоту
Пообщавшись с теми многими представительницами прекрасного пола, кто не мыслит своей жизни без охоты, я пришла к выводу, что примерно 80% охотниц начали охотиться благодаря первоначальному увлечению охотничьими собаками, как раз последние и стали их проводниками в мир охоты. Помните, в начале статьи отмечалось, что именно женщины в древности охотились с собаками, для мужчин это было не характерно. Сейчас, конечно, и мужчины ходят на охоту с собаками, но среди женщин таких любительниц гораздо больше.
Какая-­то часть девушек разделила общую страсть к охоте с их мужьями, кто-­то родился в семье охотника и перенял опыт у старших родственников, у всех своя история.
Фото-(226-из-273).jpg
Какие они, охотницы?
Девушек, которые приходят в охоту, объединяют такие качества, как активность, бережное отношение к природе, дисциплинированность и желание больше знать, а не довольствоваться стрельбой по животным. Они все мамы, жены, сотрудницы компаний, на которых лежит большой груз бытовых и рабочих проблем. Но приходит пятница… и они в полях на охоте или за сотни километров на турнире, в котором участвуют их четвероногие любимцы. А еще они очень дружные, понимают, что их мало и надо объединяться. Девушки создали несколько групп в социальных сетях, активно общаются, обмениваются опытом, отправляются друг к другу на охоты.
Наташа-Иллум-Берг.jpg
Женской охоте в России быть!
Девушки хотят развиваться, вливаться в охоту, расширять кругозор, учиться чему-­то новому. Для них нет ничего невозможного.
В России нет поддержки охотников на государственном уровне, все делается своими руками. К примеру, в августе этого года прошел Второй Всероссийский слет охотниц «Охотничий шабаш» на базе Военно­-охотничьего общества в Самарской области. Более 30 девушек из многих регионов страны проехали сотни километров, чтобы встретиться, поохотиться на сурков, сходить на охоту на перепелов с легавыми собаками, посоревноваться в меткости в стрельбе по тарелочкам, ну и, конечно, наговориться. А темы разговоров — это охота, собаки, дичь и… планы, которых громадье.
Совместные охоты, семейные выезды постепенно превращают охоту из простого увлечения в неотъемлемую часть жизни. И пусть так и продолжается. Крепкая основа из правильных охотников и охотниц — это гарант развития охоты в стране.
Женская охота в России есть и развивается. Стоит начать с того, что президентом крупнейшей в стране некоммерческой организации, включающей 79 региональных общественных объединений охотников и рыболовов, является женщина — Татьяна Сергеевна Арамилева. По ее информации, женщин-­охотниц в России примерно 10% от общего числа охотников. Не столь мало, но существенно меньше, чем в западных странах, однако все впереди
Пожелаем девушкам ни пуха ни пера, а также, чтобы их общее дело развивалось, крепло и успешно преодолевало все трудности! 
тема номера