Феномен женской охоты

Феномен женской охоты

Что движет женщиной, отправляющейся на охоту? Может, это дань моде, любовь к определенному стилю одежды или желание быть в центре внимания в мужском коллективе? Или это все-таки тот мощный первобытный инстинкт, который всегда был внутри слабого пола?


Всегда считалось, что охота в нашей стране — истинно мужское занятие. Согласитесь, что образ мужчины как «добытчика мамонта» крепко закреплен в нашем сознании, женщине же отводилось место у костра. Попытаемся вместе понять, как он возник и так ли исторически это на самом деле.


Стереотип с детства

В школьных учебниках нашего детства всегда писали о том, что у древних людей существовало четкое разделение труда: мужчины охотились, а женщины обеспечивали быт, занимались собирательством, перерабатывали добычу. Даже помню иллюстрации во всех книжках о древних людях: мужчины племени всегда на охоте, с копьем, добычей, а женщины сидят у огня и изготавливают одежду или собирают коренья. И согласитесь, что не было даже повода сомневаться в правдоподобности таких представлений. Однако в последнее время появляется все больше исследований, которые свидетельствуют о том, что наши прежние представления были ошибочными и на самом деле не стоит удивляться, что мы видим на охоте женщин.

2.JPG

Участницы Второго Всероссийского слета охотниц «Охотничий шабаш», прошедшего в августе 2023 года

Как все начиналось

Антропологи, изучающие вопросы происхождения человека, часто находили могилы древних людей, которые были захоронены с орудиями охоты. Это были достаточно обычные находки, но дело в том, что ученые априори считали, что в этих могилах находились мужчины, и не было даже мысли проверять пол найденных останков.


Все изменилось однажды, когда в Андах нашли могилу человека, похороненного 8 тысяч лет назад с оружием. В захоронении было много наконечников стрел, инструменты для разделывания добычи, а это означало, что человек этим активно пользовался при жизни. И самое интересное, этим человеком оказалась… женщина.


И тогда антропологи впервые задумались, а были ли все ранее найденные захороненные охотники мужчинами. Внимательно осмотрев недавно открытые захоронения на территории Южной и Северной Америки, проведя дополнительный анализ по определению пола, ученые пришли к выводу, что из 27 останков 16 принадлежали мужчинам, а 11 — женщинам.


Занялись изучением всерьез

И вот с 70-х годов ученые начали накапливать материал по поводу структуры племен относительно распределения ролей. В одной из ведущих организаций — Тихоокеанском университете Сиэтла (США) — систематизировали всю ранее полученную информацию о 63 культурных сообществах, где можно было выделить организационную структуру «охотников и собирателей». И ученые смогли уверенно сказать, что из шестидесяти трех больших племен в пятидесяти были охотницы-­женщины.


Древний уклад женской охоты

Как же охотились женщины, какова была специфика? В первую очередь стоит отметить, что охота носила регулярный, преднамеренный характер, а вовсе не случайный, эпизодический. Женщины пользовались всеми имеющимися орудиями охоты: копьями, стрелами, сетями. Что интересно (запомните этот факт, так как дальше мы вернемся к нему), именно женщины чаще охотились с собаками. Охотницы, у которых были дети, даже совсем маленькие, не видели в этом каких-­то трудностей — с ними в лагере оставалась «дежурная мама» или их брали на охоту с собой в особой переноске, закрепленной на теле. Женщины предпочитали охотиться максимально эффективно, добывая крупное животное. Расчет был довольно простой — чтобы мяса хватило надолго.

3.JPG

Женщины, несомненно, помогут укреплению имиджа охоты во всем мире

Бывало, что на охоту ходили семейными подрядами — муж и жена. При этом женщина была полноценным участником охоты, она также выслеживала животное, добывала его, разделывала и относила домой. Особым уважением пользовались в племени старые женщины-­охотницы. Именно они обучали молодых и передавали им свои знания.


У славян о женщинах-­охотниках известно не так много, но оказывается, что охоту «курировала» тоже женщина — Девана, жена бога лесов Святобора. Вместо плаща Девана носила медвежью шкуру, охотилась с луком и рогатиной. Ей молились охотники, чтобы на охоте им сопутствовала удача, а в священные места, где ей поклонялись, люди несли благодарность, если охота была успешной.


Женщина-­охотница в религиях

Если мы вспомним мифологию разных народов и тех божественных покровителей, кто «отвечал» за охоту, то и тут видим, что охота и женщина всегда шли бок о бок.


В Древней Греции богиней охоты была Артемида, она отвечала за охоту, диких животных, нравственные добродетели и была символом женской мудрости и внутренней силы.


В скандинавских странах в древности Скади была покровительницей охоты. Богиня-­охотница разъезжала по заснеженным долинам с белыми волками и охотилась с луком. Охотники того времени обращались к ней за помощью.


Диана, по аналогии с Артемидой, была богиней охоты на диких животных в Древнем Риме.

4.jpg

Практически все охотницы — владелицы охотничьих собак

Ближе к современности

Мы рассмотрим в качестве примера народности, живущие испокон веков охотой. Каково было там место женщины? Например, у удэгейцев, населявших берега приморской реки Бикин, было уже более привычное для нас разделение труда. Мужчина считался охотником. Он добывал зверя. Однако сложно сказать, что женщина не имела к этому отношения.


Путешественник Владимир Клавдиевич Арсеньев, многие годы изучавший Уссурийскую землю, рассказывал, что после того, как мужчина добывал на охоте, например, изюбря, он сообщал об этом женщине, и она должна была пойти и найти место, где лежала добыча, перетащить тушу (одна!) домой и освежевать ее. При этом мужчина ей не помогал, она все делала сама, несмотря на то, что все хозяйство было тоже на ней. Сложно было назвать тогда женщин слабым полом.

 

Женщины на охоте в годы Великой Отечественной вой­ны

Эти времена хорошо задокументированы, поэтому мы можем ориентироваться в них по различным отчетам райцентров. В то время произошли кардинальные изменения в разделении труда. Мужчины уходили на фронт, и начали появляться женщины-­промысловики, которые занимались охотой на участках, некогда закрепленных за их мужьями и сыновьями. Пушнина тогда была крайне необходимым товаром для государства, которое платило за ленд-­лиз, в том числе и шкурками, ценящимися на Западе. Одна только «Союзпушнина» за всю вой­ну обеспечила выручку, эквивалентную стоимости производства почти 5 тысяч танков Т-34.


Мы можем назвать фамилии некоторых женщин, которые сменили теплые дома на суровую тайгу и показали невероятные результаты в промысле. Например, Евдокия Лихачева, Александра Невидина и Ольга Тугундина из Томской области за сезон добывали минимум по 300 белок каждая. Анна Артеева, которой было чуть больше двадцати лет, вдвое перевыполнила норму по сдаче пушнины по Иркутской области, а Александра Тарасова вышла на промысел в 13 лет, после того как отец и братья ушли на фронт. Охотничьим премудростям девочку обучал дедушка, в итоге через два сезона Саша уже добывала пушнину на уровне с взрослыми.


А как обстоят дела в других странах? Сколько женщин занимается охотой, почему они выбирают такое увлечение и как к этому относится общество? Приведем несколько примеров.

5.JPG

Соединенные штаты Америки

Сначала немного статистики, потому что она выглядит впечатляюще. В 2001 году в США было около 400 тысяч охотниц, а в последние годы их число оценивается в 3 миллиона, что составляет почти 20% от общего количества охотников, то есть каждый пятый охотник в США — женщина. А среди тех, кто охотится с луком или арбалетом, женщин около 30%.


Для чего охотится женщина в США? На первом месте стоит ответ, что охотятся они ради мяса. Настоящее, чистое, вкусное и дешевое мясо в магазине не купишь, а охота позволяет иметь на столе качественный продукт. Второй по популярности ответ — это повод побыть на природе, понаблюдать за животными. Еще для женской половины общества очень важно, что охота и природоохранная деятельность стоят бок о бок, и, оплачивая разрешения на охоту, налоги, они вносят большой вклад в охрану и восстановление природы. Этот аспект оказался тоже очень важен. Кроме того, в США охота — это почти семейное увлечение. На природу, на охоту выезжают целыми семьями: и жены, и дети, и старшее поколение. Охота там является очень развитой индустрией, и, что немаловажно, она доступна и социально одобряема (за редким исключением).


Существует множество школ для будущих охотниц, где женщин и даже несовершеннолетних детей обучают правилам обращения с оружием, этике охотников, методам охоты, способам разделки добытой дичи. Такие курсы очень популярны, запись на них ведется за несколько месяцев вперед.

6.jpg

Нет ничего недостижимого для охотницы

Неожиданно, но про… Японию

Охота в Японии в принципе не очень популярное занятие ввиду нехватки свободного времени и множества ограничений. Поэтому сейчас довольно остро стоит проблема с размножившимися оленями, кабанами, регуляцией которых никто не занимается в должной мере. С конца 1990-х годов количество оленей в Японии выросло с 400 тысяч до более чем 3 миллионов особей. Поголовье кабанов удвоилось за тот же период до 1 миллиона. При этом количество охотников сокращается. Поэтому в охоту стали приходить женщины, и их активно мотивируют на это на государственном уровне.


Раньше в Стране восходящего солнца была традиция, запрещающая мужчине даже разговаривать с женщиной, если он собирался на охоту. О какой-­то причастности женщин к охоте и речи не было. А сейчас встретить женщину на охоте в лесу проще простого, никто уже этому не удивляется. В Национальной охотничьей ассоциации Японии уже больше 1200 охотниц (по данным на 2018 г.). Через социальные сети местные органы власти призывают женщин вступать в охотники, организуют охотничьи курсы, туры.


Африка. Танзания

Уж, казалось бы, африканские охоты — территория мужчин. Каждого клиента должен сопровождать профессиональный охотник — пиэйч (PH — англ. Professional Hunter; профессиональный охотник. — Прим. ред.). Пиэйч — это охотник с высочайшей квалификацией и навыками. Он полностью ведет клиента: организует процесс охоты, помогает выслеживать зверя или птицу, определяет стратегию, говорит, когда и какое животное нужно и можно стрелять, подводит охотника к добыче на оптимальное расстояние, страхует клиента во время выстрела. Чтобы стать Professional Hunter, кандидат должен в течение нескольких лет стажироваться и сдавать экзамены, он не имеет права на ошибку. Пиэйч знает не только все о животном и растительном мире, но и может разделывать добычу, обрабатывать трофей, он должен уметь чинить всю технику, идеально ориентироваться, способен пользоваться всеми гаджетами, необходимыми на охоте, знать, как оказать первую медицинскую помощь и как выжить в диких условиях Африки. Согласитесь, впечатляющий список, и это далеко не все. Работа для настоящих мужчин, верно?

7.jpg

Наташа Иллум Берг

А вот и не только

Наташа Иллум Берг, живущая в Восточной Африке уже 25 лет, имеет квалификацию пиэйча. Она единственная женщина, удостоенная этой чести. Специализация ее охот — буйволы, являющиеся одними из самых опасных африканских животных. Наташа — автор нескольких книг по охране природы и считает охоту главным шансом на спасение биоразнообразия континента. Получить женщине статус пиэйча было невероятно трудно. Конечно, все смотрели на красивую, стройную блондинку с недоумением и не понимали, что она тут делает. Однако, показав всем, на что способна, Наташа сумела доказать, что и женщина может стать профессиональным охотником.


Мы видим, что на всем протяжении истории развития человечества женщина и охота шли рядом. Не всегда это было на виду, часто женщины просто выполняли всю черновую работу по разделке добычи и ее переработке, однако это же тоже часть, и немаловажная, процесса охоты.


Что приводит женщину в охоту

Пообщавшись с теми многими представительницами прекрасного пола, кто не мыслит своей жизни без охоты, я пришла к выводу, что примерно 80% охотниц начали охотиться благодаря первоначальному увлечению охотничьими собаками, как раз последние и стали их проводниками в мир охоты. Помните, в начале статьи отмечалось, что именно женщины в древности охотились с собаками, для мужчин это было не характерно. Сейчас, конечно, и мужчины ходят на охоту с собаками, но среди женщин таких любительниц гораздо больше.


Какая-­то часть девушек разделила общую страсть к охоте с их мужьями, кто-­то родился в семье охотника и перенял опыт у старших родственников, у всех своя история.

8.jpg

Общее увлечение объединяет!

Какие они, охотницы?

Девушек, которые приходят в охоту, объединяют такие качества, как активность, бережное отношение к природе, дисциплинированность и желание больше знать, а не довольствоваться стрельбой по животным. Они все мамы, жены, сотрудницы компаний, на которых лежит большой груз бытовых и рабочих проблем. Но приходит пятница… и они в полях на охоте или за сотни километров на турнире, в котором участвуют их четвероногие любимцы. А еще они очень дружные, понимают, что их мало и надо объединяться. Девушки создали несколько групп в социальных сетях, активно общаются, обмениваются опытом, отправляются друг к другу на охоты.

Женской охоте в России быть!

Девушки хотят развиваться, вливаться в охоту, расширять кругозор, учиться чему-­то новому. Для них нет ничего невозможного.


В России нет поддержки охотников на государственном уровне, все делается своими руками. К примеру, в августе этого года прошел Второй Всероссийский слет охотниц «Охотничий шабаш» на базе Военно­-охотничьего общества в Самарской области. Более 30 девушек из многих регионов страны проехали сотни километров, чтобы встретиться, поохотиться на сурков, сходить на охоту на перепелов с легавыми собаками, посоревноваться в меткости в стрельбе по тарелочкам, ну и, конечно, наговориться. А темы разговоров — это охота, собаки, дичь и… планы, которых громадье.


Совместные охоты, семейные выезды постепенно превращают охоту из простого увлечения в неотъемлемую часть жизни. И пусть так и продолжается. Крепкая основа из правильных охотников и охотниц — это гарант развития охоты в стране.


Женская охота в России есть и развивается. Стоит начать с того, что президентом крупнейшей в стране некоммерческой организации, включающей 79 региональных общественных объединений охотников и рыболовов, является женщина — Татьяна Сергеевна Арамилева. По ее информации, женщин-­охотниц в России примерно 10% от общего числа охотников. Не столь мало, но существенно меньше, чем в западных странах, однако все впереди.

9.JPG

Пожелаем девушкам ни пуха ни пера, а также, чтобы их общее дело развивалось, крепло и успешно преодолевало все трудности! 

Журнал №16

Добавить комментарий:

Пустое поле
Пустое поле