Визитная карточка гончих

Визитная карточка гончих

Голос служит визиткой представителей древнейшей и многочисленной группы охотничьих пород — гончих и, конечно же, неисчерпаемым предметом для споров и различных обсуждений. Ясно одно: красивые породные голоса гончих являются неотъемлемой эстетической составляющей культурной и спортивной охоты с гончими. Голоса гончих возбуждают, заставляют плакать суровых мужчин и радоваться отчаявшихся неудачников, превращают участников охоты в непосредственных детей, очаровывают оцепенением в морозы и любую непогоду. Полные впечатлений после охоты, ее участники и во снах продолжают слышать голоса собак как наяву. Вот какую колдовскую силищу имеет пение гончих в разрыве своих эмоций при преследовании зверя!

Немного истории

Гончие русские, англо-­русские, англо-­франко-­русские, английские и французские были довольно дорогим удовольствием до 1917 г., и владеть ими могли только люди с достатком. Щенков от собак с голосами выменивали за крепостных. Простой люд в те времена мог иметь в основном только выбраковку по голосам и злобе. А в период вой­н и всеобщего развала чуть не растеряли такое достояние, как ГОЛОС, смешав «Шаляпиных» в общей массе с различными собаками для охот. И только на энтузиастах и эстетах держится сохранение этого достояния, так как даже Великая Отечественная вой­на и развал СССР не смогли уничтожить любовь к самой красивой и спортивной охоте, а в ней — к «волшебной музыке гона».

2.jpeg

Собачий балаган

Каких только аллегорий и названий не выдумано для этих стонов, плачей, заливов и заревов и всех собачьих балаганов! И это неспроста! Приятно при встрече с грибниками или лесниками услышать вот такое: «Гудела как паровоз», или «Шишки с сосен падали…», или «Я так напугалась страшных звуков, что проплакала весь час…», или «Так я и не понял, то ли цыгане загуляли…». А вот то, что услышал на охоте с одиночкой: «Одну не слышал, а вот три орали, будто в капкан попали». И подобные случаи многочисленны и у каждого гончатника индивидуальны. Какие еще собаки могут похвастаться такими эпитетами в свой адрес?!

Причина проблемы

Но! Во все времена любители охоты с гончими разделялись на любителей театра этой охоты, готовых всю страну пересечь в погоне за голосами и их сохранением, и на обычных добытчиков, которым важен только зверь, а голос гончей ему безразличен. И именно с их позволения затаскивались в разведение безголосые собаки, вплоть до представителей других пород (лайка или борзая). Вот мы и имеем сегодня в наследственности наших гончих совершенно нестабильную передачу красивых голосов и все чаще выращиваем породных собак с беспородными голосами. Почему-­то на выставках собак мы жестко бракуем «какое-­то пятнышко» или искривленный гон, а за отсутствие зуба мы смело ставим крест на собаке. Все это сформированные стереотипы, которые влияют в системе отбора на сознание экспертов. Так почему же мы допускаем в разведение беспородные голоса? Почему мы «визитную карточку» гончих обесцениваем своей невежественностью?!

3.jpg

Есть мощные голоса, но глухие, поражающие своей силой в непосредственной близости, однако пропадающие в больших пространствах. Есть голоса в разных регистрах, доносящиеся на удивление хорошо при различном удалении. Качество этой самой полетности связано с тембром голоса, а не с его силой, и объясняется это присутствием в голосе высоких обертонов (даже в басах)

Голос пока не имеет определения

Отбор по голосам происходит согласно ориентировочной шкале оценок в правилах испытаний, которые именно у гончих самые необъективные среди всех охотничьих пород. Голос — это единственный элемент, который не имеет определения в действующих и предыдущих (государственных) правилах испытаний. Имеют определение все элементы работы гончих, кроме голоса. Я много изучал труды наставников прошлых лет, окунулся в историю правил испытаний. Будучи музыкантом и имея достаточный опыт охот с гончими, обладающими различными по красоте, доносчивости, музыкальности и манере отдачи голосами, я попробую разобраться и определить, что такое голос гончих, его породность, сила (доносчивость), манера отдачи и каковы их взаимосвязи, что есть фигурность и музыкальность голосов. Ведь ошибки в оценках голосов и в ту и в другую сторону приносят вред на десятилетия и превращают труд заводчиков в пепел.

4.jpg

Итак, приступим. Голоса гончих необходимо рассматривать раздельно по силе, музыкальности и верности их отдачи по следу (правдивости).

Сила

Силу голосов необходимо определять с учетом их породности, звучности, доносчивости и манеры отдачи. Породность голосов гончих по своей звучности, чистоте, мелодичности и красоте звуков не имеет ничего общего с лаем других представителей собачьего рода. Звучность и доносчивость голосов зависят от их полетности. Манера отдачи голоса гончей определяется динамичностью (доносчивость, напряжение и ритм).

Музыкальность

Музыкальность голоса определяется его красотой и фигурностью. По красоте голоса гончих отличаются певучестью, тональным диапазоном и характером (эмоциональной окраской). По фигурности голоса гончих отличаются своим многоголосьем и тембральностью (окраска звука) и бывают однотонные, двоящиеся, многотонные (аккордом), с гнусью (плач, стон), с заливом, с заревом.

Верность

При оценке верности (правдивости) отдачи голоса необходимо различать специфику его отдачи. Гончие отдают голос в добор, на подъеме или по зрячему и горячему следам — именно его и необходимо считать основным.

5.JPG

Певучие и ритмичные

Однозначно, что приоритетом должны пользоваться длинные певучие и «большие» голоса. И в то же время нельзя забывать о ритмичной отдаче даже длинных певучих голосов. Паузы между отдельными «взбрехами» или фигурами должны быть как можно короче; если паузы продолжительны — гончая редкоскалая.

Оценка голоса

Голоса слабые, с редкой отдачей или хриповатые, сухие, отрывистые, непородные должны оцениваться низко и являться контрориентиром. Высоко должны цениться за природную редкость голоса, продолжительно дезориентирующие на местности или создающие восприятие абсолютной заполненности пространства.


Таково мое видение описания голоса гончих, и у меня готов проект изменений правил испытаний в разделе «Голос». Я не претендую на его исключительность, но надеюсь, что мое видение будет разделено практиками — любителями палитры голосов гончих.

6.jpg

Учитывая вышеизложенное, попробую дать определение: «Голос гончих — это совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых посредством голосового аппарата, который обеспечивает возможность пения и внешнего инстинктивного выражения эмоций»

Национальное достояние России

Отечественные породы гончих — русская гончая, русская пегая гончая — это нацио­нальное достояние России. И «визитную карточку» этого достояния нам необходимо сохранить и улучшить. Сейчас, в XXI веке, охота с гончими — как историческое и культурное наследие, как эстетическая и спортивная охота — нежелательна в большинстве угодий по причине общей потребительской ментальности и популярности охот с гастрономическими интересами. Но я верю, что людская охотничья деградация закончится и такую красивую охоту обязательно станут развивать, а новые поколения охотников будут чтить традиции, изучать культуру охоты, соблюдать этику и наслаждаться голосами гончих: будь то пение солистов (одиночек) или собачьего хора (стаи).

Качественное звуковое сопровождение

Нельзя сказать, что голоса утрачены. В отечественных гончих породах они сохраняются и развиваются по-­разному. У русских пегих гончих сегодня на лицо большой стремительный прорыв, но среди них все больше появляется «ревущих голосов» с интервалами в отдаче, что свой­ственно западным породам гончих, поэтому расценки 9–3, 9–4 являются уже не новостью. Даже возникла эталонная расценка 10–5. У русских гончих голоса не стали хуже, но сильных музыкальных голосов почему-­то стало меньше — вот над чем надо работать! Значительно поднялся средний бал расценок голосов в породе эстонских гончих. Я думаю, что, с поднятием утраченной культуры охот со сборными единицами (смычки, стаи), общая масса охотников и экспертов по-­иному будет относиться к качественному звуковому сопровождению работ гончих.

7.jpg

«…В острове взревела стая, но что это были за звуки! Это был не взбрех, не лай, это прорвалась пучина, полилась одна плакучая нота, слитая из двадцати голосов. Она выражала мольбу о пощаде, в ней слышался предсмертный крик… нужно представить, как кричит собака, когда с нее снимают кожу…» Е. Э. Дриянский

Поддержать развитие отечественных пород гончих

Для сохранения и развития гончих с красивыми породными голосами необходимо деликатное обращение с таким достоянием, как голос. Конечно же, нужны питомники или солидные «заводы» собак, современный «генетический банк» данных производителей с выдающимися голосами, мероприятия, собирающие голосистых гончих, осторожная выбраковка порочных голосов. Надеюсь, что период коммерциализации пород гончих в нашей стране подходит к концу и наконец-­то появятся настоящие меценаты, которые поддержат все благие дела в пользу развития отечественных пород гончих.


Желаю каждому охотнику удачно побывать на охоте с гончими и «подрожать на лазу» от напора собачьего хора!

8.jpg

Журнал №12

Добавить комментарий:

Пустое поле
Пустое поле